Анна Яковлевна Варга

Что делать, если ребенок не любит читать?

Дети из «поколения Z» (те, кому сегодня ещё не исполнилось 16 лет) рискуют вообще не узнать, что такое «живая», бумажная книга — ведь они пользуются только компьютерами и гаджетами. Как привить им любовь к чтению? Свой ответ дает опытный психолог — и он вам не понравится…

Анна Яковлевна ВаргаАнна Яковлевна Варга — кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов).

Анна Яковлевна буквально «с порога» заявляет:

Новые дети уже не будут ничего читать, и заставлять их делать это бессмысленно. А если будете их заставлять, то ничего, кроме проблем, не наживете.

И это нормально! Почему?!

Мы живем в эпоху глобальных перемен в сфере коммуникативных технологий. Прямо на наших глазах меняется сенсорная модальность — детям больше не нужно читать и представлять прочитанное в уме, теперь они только смотрят. Информация сразу же поступает в затылочную кору головного мозга. Это не хорошо и не плохо — это просто по-другому.

Всё, что могут сделать родители — читать самим, пользуясь тем, что дети обычно любям находиться рядом, или давать им аудиокниги.

«А как же синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? Это что, тоже хорошо?!»

СДВГпроблема не детей, а школы. Учителя и методисты дают знания «по старинке» — пичкают детей тоннами информации, а надо бы давать им компетенции и навык «учись учиться», т.е. находить и усваивать знания самостоятельно. Детям нужны дискуссиии, игры, онлайн-образование, умение готовить доклады и презентации.

Чтобы учиться в традиционной школе, необходимо произвольное внимание. Но дети не готовы к этому — их внимание захвачено дисплеями смартфонов, планшетов и компьютеров. Что делать, отнимать гаджет? Нет — учить нужно, опираясь на непроизвольное внимание.

«Это объективная реальность, и вы ничего не сможете с этим поделать».

Перекос в образовании сможет устранить только новое поколение молодых учителей, которые лучше понимают современных детей.

«Но что делать родителям?»

«Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание».

Анна уверяет, что лучше так, чем заставлять ребенка гнаться за оценками — иначе весьма велик риск вырастить отличника-невротика, которому уже ничего в этой жизни не интересно.

«Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим».

«Ребенок почти не гуляет во дворе, сутками сидит в интернете. Как реагировать?»

Это еще одна особенность «поколения Z» — если родители по понятным причинам чаще общались «вживую», то их дети уже предпочитают делать это онлайн. Конечно, определенный контроль с вашей стороны должен быть — договаривайтесь о времени, проводимом за компьютером или планшетом, включайте родительский контроль, не давайте ребенку сидеть в Сети ночи напролет.

«Мои дети матерятся в интернете. Я в шоке, что делать?»

Неприятно, конечно — но относиться к такому нужно спокойно. Детьми движет желание поднять свой авторитет и чувство безнаказанности (общение в Сети обычно анонимное, а потому себя можно не сдерживать).

«Как распознать интернет-зависимость?»

Четкий признак: если ребенок не выходит из комнаты, запрещает к себе заходить, а еду просит оставить у двери — пора обратиться к профессионалам. А если он успевает справляться с нагрузкой в школе и нормально общается с вами — всё в порядке. Такая уж сегодня норма, извините.

«Ага, конечно. Так я и смирилась (смирился) с тем, что ребенка от «компа» не оторвать!»

Жаль, что Вы так думаете — ведь в таком случае справляться с родительскими обязанностями вам будет очень тяжело, серьезные конфликты с младшими членами семьи практически неизбежны. Пожалуйста, измените своё отношение к этому вопросу и дайте ребенку то, чего в интернете нет и не будет — ласку, утешение и поддержку.

Самый лучший и правильный подход — поддерживать, а не наказывать и «читать мораль».

«Ладно, и что ещё мне надо выкинуть на помойку, а чему — научиться?»

Наши знания детям уже не нужны, а вот эмоции — очень даже. В жизни всегда пригодится хорошее психическое здоровье, а его можно получить только тогда, когда родители растят детей спокойными, проводят время вместе и поддерживают их. Эту эмоциональную опору не заменить ничем.

«Можно ли наказывать современных детей?»

Сегодня дети практически не обращают внимания на наказания. Единственный инструмент влияния, который у родителей всё ещё остался — выстроить с ребенком эмоциональную связь и сделать так, чтобы он боялся её потерять.

«Как быть с покупкой новых гаджетов?»

Ребенок уже живет в цифровом мире, так что лишать его главного инструмента познания — конечно, неправильно. Но не впадайте в крайность под названием «исполнять желания по первому требованию» — это развращало и прежде, развращает и сейчас. Сегодня в Интернете зарабатывают даже 8-летние дети, так что намекните чаду, что если оно хочет планшет получше — пусть позаботится об этом сам. Кстати, в развитых странах каждый ребенок на каникулах не валяет дурака дома или во дворе, а идет подрабатывать. В московских семьях с высоким достатком такой подход тоже уже практикуется — дети зарабатывают деньги на новый смартфон работой в родительских компаниях или домашней работой (сделать уборку, помыть посуду, соорудить бутерброды для родителей) и т.п. Так они усваивают главный жизненный принцип — «ты — мне, я — тебе» и получают прививку от эгоизма.

«У моего ребенка нет никаких увлечений и целей. Что делать?»

В такой ситуации самый простой выход — пойти и устроиться на работу после окончания школы. Пусть поработает — быстро поймет ценность образования, знаний и того, что надо заниматься любимым делом :). А если до окончания школы ещё далеко — пробуйте! Отведите мальчика в футбольную секцию, если не нравится — на шахматы, если опять не нравится — в кружок юных программистов. С девочками, кстати, проще — они не хотят расставаться с подружками и поэтому быстрее вовлекаются в какой-то вид деятельности.

«Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сделает сам».

Статьи на тему:

Как найти смысл жизни и своё призвание? Метод 10 шагов от Элиаса Фишера

 

5 советов тем, кто хочет добиться своих целей в 2017 году

Интервью гения мотивации. Эрик Ларссен: «Мышление «Я не могу» недопустимо»

10 лучших книг по саморазвитию и личностному росту-2022

«Я – безработный, сломавшийся человек, лысею, живу с родителями, мне уже скоро 30, друзей нет, одинок, подавлен и несчастен. Как изменить жизнь к лучшему?»

10 причин, почему троечники устраиваются в жизни лучше отличников

15 советов двадцатилетним от того, кому уже за 40

17 привычек богатых людей, которые стоит взять на вооружение прямо сейчас

12 маленьких и очень вредных привычек, которые не позволяют Вам быть счастливыми

 

Больше полезных новостей - на главной странице блога! Все статьи "Полезнера" в Telegram!