Илон Маск арт

Конспект книги «Илон Маск. Tesla, Spase X и дорога в будущее» – Часть II

Продолжаем (начало – здесь)! Илон Маск прославился как гениальный бизнесмен и венчурный инвестор. Какими компаниями он руководил / руководит, и как раз за разом добивался успеха? 

Илон Маск арт

Zip2

Первый проект Илона Маска - Zip2В 1995 году Маск переехал в Пало Альто – там его ждал Стэнфордский университет и аспирантура по физике. Проучившись в кампусе два дня, Илон, что называется, «забил» на учебу и вместе со своим братом Кимбалом решил открыть собственное предприятие.

Zip2 – довольно примитивная смесь Yelp (популярный в США сайт для поиска местных услуг – например, парикмахерских, ресторанов и т.п. + возможность смотреть отзывы и рейтинги – прим. ред.) и Google Maps – но по тем временам этого было вполне достаточно. Цель проекта было проста – заинтересовать маленькие фирмы возможностями продвижения через Интернет и неплохо на этом заработать.

Братья активно принялись за дело – они даже спали за письменными столами, чтобы не терять время на дорогу из дома до работы. Была, правда, одна проблема – тогда малый бизнес не имел ни малейшего представления о Интернете, а потому и не считал нужным с ним связываться. Фраза «это самая глупая идея, о которой мне когда-либо приходилось слышать» – возможно, самый корректный из отзывов, который Маски слышали от своих потенциальных клиентов.

Спасли проект инвесторы из венчурного фонда Davidow Ventures. Маск уступил место CEO (гендиректора – прим. ред.) Ричу Соркину. Фирма получила необходимые деньги и смогла нанять опытных программистов. Они исправили код, написанный Маском – так как программирование он осваивал самостоятельно, его код работал, но был сложным и не слишком «элегантным».

Davidow Ventures помог Zip2 найти реалистичные цели и структурировать свою работу. В результате уже в феврале 1999 года компания Compaq Computer предложила за детище Маска $307 млн. Быстро стало ясно, что работать на «дядю» из Compaq Илон не хочет – он забрал причитающуюся ему долю от сделки и сразу же взялся за новый проект.

PayPal

После продажи Zip2 Маск впервые в жизни получил на руки по-настоящему большие деньги. Он не стеснялся тратить их на себя: в число первых приобретений вошли вилла, автомобиль McLaren и небольшой винтовой самолет. Но большая часть средств все же была вложена в новую фирму под названием X.com.

Это был онлайн-банк – феноменальная идея для тех лет. В 1999 году люди даже на Западе ещё считали покупку книги через онлайн слишком рискованной. А управлять своими деньгами через Интернет вообще было чем-то из области фантастики. Тем не менее, Маску удалось заручиться поддержкой известного банка Barclays и к ноябрю того же года представить первую функционирующую версию Интернет-банка. Популярность он набрал отчасти благодаря маркетинговым усилиям Илона – он предлагал за каждую новую регистрацию в сервисе 20 долларов.

Но конкуренты тоже не сидели сложа руки. Главным из них стал PayPal, платежная система выходца из СССР Макса Левчина и Петера Тиля. В марте 2000 года, после хоть недолгих, но очень сложных переговоров компании Левчина и Маска объявили о слиянии. Новое предприятие взяло себе уже тогда популярный бренд PayPay и деньги, а также банкинг-продукт, уже созданный X.com. Возглавил объединенную фирму Илон Маск.

Петер Тиль (слева) и Илон Маск
Петер Тиль (слева) и Илон Маск

Но сразу после объявления о слиянии Тиль ушел из компании, а Левчин пригрозил сделать то же самое. В результате Маск оказался во главе раздробленного предприятия с большим количеством проблем – оборудование часто ломалось, а главная страница PayPal почти каждую неделю уходила в оффлайн.

Дальше случилась одна из самых неприглядных историй за всё время существования Кремниевой Долины. Когда Илон и Джастин решили «наверстать» пропущенный медовый месяц, руководство PayPal собралось на экстренное заседание. На нем было принято решение вернуть в компанию Тиля и снять Маска с поста гендиректора. Когда самолет с Джастин и Илоном приземлился, Маск уже не был СЕО своей фирмы.

В июле 2002 года eBay приобрел PayPal за впечатляющие $1,5 млрд. Маск, официально числившийся в компании консультантом, получил на руки «чистыми» 180 млн долларов. Этих денег оказалось достаточно, чтобы воплотить в жизнь самую смелую мечту –

SpaceX

Корабль Dragon Илона МаскаГодом ранее Маск с семьей переехал в Лос-Анджелес. Его интересовали собранные там крупнейшие аэрокосмические предприятия США. Как мы знаем, он всегда мечтал о космосе и был полон решимости оставить свой след в его истории.

Первым делом Илон связался с Mars Society – некоммерческой организацией, нацеленной на заселение соседних с Землёй планет живыми существами. В Mars Society собирались отправить на орбиту Земли мышей, чтобы проверить, смогут ли те размножаться в условиях невесомости.

Маск был восхищен идеей, но предложил отправить несчастных зверюшек сразу на Марс – промежуточные, «маленькие» цели были не для него. В итоге проект сорвался, и был начат поиск другой цели.

musk_finalИлон пришел к мысли о том, что «для начала» было бы неплохо сделать космический полет доступным для большего числа людей, стать своего рода космическим «лоукостером». Для этого были нужны «дешевые» ракеты. Для этой цели в июне 2002 года и была создана компания SpaceX. Поставленная цель была сверхамбициозной. В те времена отправить в космос груз весом в 250 кг стоило 30 миллионов долларов. Маск захотел, чтобы его ракета «Falcon 1» доставляла на орбиту 700 кг груза всего за $7 млн. При этом «на всё про всё» бизнесмен отводил себе всего 15 месяцев – на ноябрь 2003 года был запланирован старт уже готовой ракеты.

В результате SpaceX потребовалось почти на 4 года больше. Срыв сроков стал для Маска в некотором смысле личным поражением. Но его ракета всё-таки полетела – и стала настоящей сенсацией в индустрии. Сегодня в SpaceX работает примерно 3 500 сотрудников. Falcon 9 и транспортник Dragon – частые гости на Международной космической станции. В планах Маска – выпуск первой в мире многоразовой ракеты-носителя.

Илон Маск SpaceX

 

Tesla Motors

Официальный сайт компании Tesla Motors
Официальный сайт компании Tesla Motors

SpaceX – невероятный успех. Но останавливаться на достигнутом Илон не собирался. После того, как ему удалось добиться результата в космосе, он обратил внимание на землю – чтобы, разумеется, вновь спасти человечество.

Компания Tesla Motors (названа по имени великого сербского ученого-физика Николы Теслы) была создана в июле 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпенингом. И эти два изобретателя, и Маск с партнером работали над одним и тем же: автомобилем на литий-ионных батареях. В Tesla планировали взять за основу британский спортивный автомобиль Lotus и встроить в него электромотор – даже более быстрый, чем аналог для Ferrari.

Никому эта идея не понравилась – до тех пор, пока на горизонте не показался Илон Маск. Он вложил в проект $6,5 млн, что сразу же сделало его самым крупным акционером, председателем совета директоров и гендиректором Tesla Motors. Маск решил сделать электромобили популярными, более эффективными, и тем самым помочь делу сохранения окружающей среды.

Всё получилось и на этот раз. В 2008 году фирма выпустила свой первый серийный электромобиль – спорткар Tesla Roadster стоимостью в $100 000. В 2012 году свет увидел люксовый седан Tesla Model S. «Ценник» здесь уже чуть дешевле – от $75 000 и до $105 000. Топовая версия способна проехать более 400 км от одной зарядки, «сотню» она набирает за 3,1 секунды. В ноябре того же года журнал Motor Trend признал Model S автомобилем года, а издание Consumer Reports выдало машине самую высокую оценку за всю свою историю – 99 баллов из 100.

Tesla Model S
Tesla Model S

Таким образом, Маск сделал не только лучший электромобиль, но и самую лучшую машину в мире (что, согласитесь, гораздо важнее). Похоже, он и правда делает всё это не ради прибыли, а ради людей: Маск распорядился выложить в открытый доступ все патенты Tesla Motors, чтобы ускорить развитие «электромобилестроения».

tesla-wheel-logo

SolarSity

SolarCity логотипУправлять авиакосмической компанией и фирмой-производителем электромобилей – вполне достаточная нагрузка на одного человека, не так ли? Илон Маск так не считает.

Он давно хотел попробовать себя в сфере «солнечной энергетики», но до поры до времени думал, что больших денег там не заработать. Но со временем Маск изменил свой взгляд на этот рынок, и, когда его двоюродные братья Линдон и Питер Райв занялись поиском подходящей бизнес-идеи, он предложил им попробовать себя именно там.

Братья Райв изучали рынок в течение двух лет. В конце концов найти подходящую нишу все-таки удалось. Они заметили, что многие люди не покупают солнечные панели только потому, что те слишком дороги. Линдон и Питер решили не производить новые солнечные панели, а выкупать их и затем сдавать потребителям в лизинг. При этом все расходы по установке и обслуживанию оборудования братья Райв берут на себя. Всё, за что платят клиенты SolarCity – энергия, выработанная панелями.

SolarCity-3Маск помог кузенам доработать идею, и в конце концов стал председателем совета директоров и главным держателем ценных бумаг, выпущенных SolarCity. Сегодня компания является крупнейшим поставщиком «солнечной» энергии в США, в числе её клиентов – Wal-Mart и Intel. А потенциальному покупателю придется отдать за SolarCity не менее $7 млрд.

SolarCity-2Энергия и мания величия Илона Маска помогли ему добиться успеха сразу в трех отраслях: космические полеты, электромобили, солнечная энергетика. Созданные им предприятия тесно связаны друг с другом: Tesla Motors выпускает батареи, которые продает SolarCity, а SolarCity производит солнечные панели для зарядных станций к автомобилям Tesla.

Впрочем, и электромобили, и солнечные батареи, и многоразовые ракеты-носители – только второстепенные проекты Илона Маска. Его главная цель остается той же, что и раньше: спасти человечество от гибели.

Продолжение следует…

То, что Маск уже успел сделать, внушает восхищение. Но то ли ещё будет! Неутомимый инженер и не думает останавливаться.

В августе 2013 года он представил свой очередной проект. Вакуумный поезд Hyperloop – причудливая смесь из пневмопочты и железнодорожного экспресса. Пассажиры размещаются в специальной капсуле на воздушной подушке, капсула перемещается внутри специальной трубы со скоростью до 1 225 километров в час. Движение вперед осуществляется за счет электромагнитных импульсов, для ускорений применяется электромотор. Энергией поезд обеспечивают – ну конечно же! – солнечные батареи SolarCity.

Hyperloop Илона МаскаВ результате путешествовать можно будет быстрее, чем на самолете, и дешевле, чем на поезде. К примеру, дорога от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско (561 км) займет всего 30 минут и будет стоить $20.

Большие планы Маск строит и относительно уже существующих проектовю В 2015 году выйдет новый электромобиль Tesla Model X. Он будет стоить от $35 000 – такую сумму «потянет» куда больше американцев, и Tesla из элитного производителя «не для всех» превратится в популярный автобренд.

Что касается SpaceX, то на 2016 год компания планирует первый пилотируемый (т.е. с людьми на борту) полет. С 2017 года SpaceX будет доставлять на МКС астронавтов NASA. Кроме того, в ближайших планах значится и создание собственных спутников и вывод их на орбиту. Для Маска, конечно, такая дорожная карта выглядит слишком «просто». Но, видимо, все эти вещи просто нужно сделать для того, чтобы выполнить очередную «сверхзадачу Маска» — осуществить пилотируемый полет на Марс.

Состояние Маска оценивается в $10 млрд. Если его новые проекты «выстрелят» (а сомневаться в этом у нас больших сомнений нет), бизнесмен станет ещё богаче, а человечество – ещё на шаг дальше от пропасти. Так держать, Илон Маск!

Будьте в курсе полезных новостей — присоединяйтесь к Полезнеру в Twitter и ВКонтакте!

P.S. Загляните на главную страницу блога — там вы найдете ещё больше занимательных статей!

Больше полезных новостей - на главной странице блога! Все статьи "Полезнера" в Telegram!